Денежное обязательство

НПА: Приказ Минфина России от 30 декабря 2015 г. N 221н "О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета".

Денежное обязательство (ДО) вводится в базу данных по кнопке "Создать" с обязательным указанием БО, либо может быть сформировано из БО, либо сформировано из платежного документа в счет БО, и содержит сумму только текущего финансового года. На одно БО может существовать несколько действующих ДО с итоговой суммой не превышающей сумму БО.

При формировании/сохранении ДО осуществляется контроль на присутствие в базе документов ДО без даты проводки. При наличии таких документов сработает контроль: "Среди ранее введенных ДО по БО с учетным номером … имеются документы без даты проводки".

Учет и ведение осуществляется по аналогии с БО: последнее изменение ДО отменяет предыдущие изменения, т.е. указывается итоговая сумма "как должно стать".

Учетный номер ДО состоит из учетного номера БО и добавочных трех знаков на порядковый номер.

Сведения о денежных обязательствах могут формироваться органом, осуществляющим кассовое обслуживание (Финорган, Федеральное казначейство), в случае исполнения денежного обязательства одним платежным документом, сумма которого равна сумме денежного обязательства, подлежащего постановке на учет, на основании информации, содержащейся в представленных получателем средств бюджета документах для оплаты соответствующих денежных обязательств (оправдательных документов к платежу).

Запрещено создавать первичные ДО задним числом, т.е. цепочка документов ДО должна заводится в базу данных последовательно - это встроенное ограничение для схемы учета ДО "С использованием признака аванса" (когда в шапке документа в наличии поле "Платеж, требующий подтверждения"). См подробнее ниже в разделе "Специфичные встроенные контроли документа".

Список

Тип сведений - либо первичное, либо изменение ДО.

Учетный номер ДО - учетный номер денежного обязательства.

Учетный номер БО - учетный номер бюджетного обязательства, по которому поставлено на учет ДО.

ТП - признак ДО, требующего подтверждения (т.е. авансового). Проставлена галка для документов с ненулевой суммой аванса.

Основание ПД - признак, что денежное обязательство сформировано из платежного документа.

Сумма - сумма документа основания ДО.

Учетная сумма - реальная сумма ДО к исполнению: разница между суммой денежных обязательств, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) и суммой авансовых ДО. Применяется в контролях и отчетах.

Панель инструментов

Печать - получение печатной формы ДО согласно НПА.

Печать для санкционирования - получение специальной печатной формы ДО, в которой доплнительно показаны итоговые суммы по всем ДО данного БО, суммы по прошлым годам берутся из БО графа "Суммы прошлых лет" ). В случае заполнения графы "Назначение платежа (п/д)" (по умолчанию графа отсутствует) в отчете формируется дополнительный лист с печатной формой проекта платежного документа - как будет выглядеть платежка, если её сформировать из ДО. См по кнопке "Настройка полей редактирования" поля: Платежный документ, Назначение платежа (п/д). Пример печатной формы:

dok_do_print_sanction

где:
610.00 (исполнено обязательств) - учетная сумма всех ДО по БО;
0.00 (аванс) - не перекрытый актами выполненных работ остаток всех авансовых ДО по БО;
410.00 (сумма в валюте выплаты, исполненных обязательств) - сумма печатаемого ДО по документу основанию;
260.00 (к оплате) - учетная сумма печатаемого ДО (сумма печатаемого ДО, перекрывающая остаток авансовых ДО);
150.00 (в т.ч. перечислено сумм аванса) - неперекрытый остаток авансовых ДО на момент создания печатаемого ДО (410.00 - 150.00 = 260.00).

Открыть контракт в ЕИС - открывается сайт ЕИС (https://zakupki.gov.ru/) на странице контракта, реестровый номер которого указан на вкладке "Документ основание" в БО, по которому создано ДО.

Настройка - открытие настроек документа ДО.

Настройка полей редактирования - настройка видимости/поведения некоторых полей ДО в режиме редактирования. В частности:

Платежный документ - если включено "Показывать", то в ДО появится вкладка "Платежный документ", на которой можно заполнить налоговые поля для формируемого из ДО платежного поручения.

Назначение платежа (п/д) - если включено "Показывать", то в ДО на вкладке "Расшифровка" появится графа "Назначение платежа (п/д)", в которой можно заполнить назначение платежа для формируемого из ДО платежного поручения.

Для вступления изменений этой настройки в силу пользователю надо переоткрыть все окна списка/редактирования ДО.

Редактирование

Платеж, требующий подтверждения - признак авансового ДО. Используется при схеме исполнения ДО, когда настройка "Способ учета авансовых платежей" = "С использованием признака аванса" (значение меняется разработчиком по заявке пользователя программного комплекса). Поле недоступно для редактирования - изменение значения возможно только при создании документа, до его сохранения.

Срок исполнения - планируемый срок осуществления кассовой выплаты по денежному обязательству.

Лицевой счет - л/с учреждения, которое ставит на учёт ДО.

Тип сведений - первичное ДО либо изменение существующего ДО. В случае первичного ДО доступно для ввода поле "Учетный № БО", а для изменения - поле "Учетный № ДО".

Учётный № БО - выбирается БО, по которому принимается на учет первичное ДО.

Учётный № ДО - для иземнений ДО: выбирается изменяемое ДО; для первичных ДО: учетный номер ДО. При включенной настройке автозаполнения вычисляется автоматически как: учетный номер БО + порядковый номер ДО в разрезе бюджетов, где разрядность порядкого номера опеределяется как разность между значением настройки "Длина значения" учетного номера ДО и длиной учетного номера конкретного БО, по которому создано ДО.

Период - указывается период авансового ДО либо период, аванс которого подтверждает (не авансовое) ДО. Поле появляется только в документах ДО по БО с не разовой периодичностью аванса.

Вкладка "Расшифровка документа"

Счет-фактура: Номер - номер счет-фактуры для авансовых (требующих подтверждения) ДО. Требования по условию заполнения определены ТФФ УФК.

Сумма

всего - сумма поставленного на учет денежного обязательства, за вычетом оплаченного аванса.

в т.ч. требующих подтверждения - доля аванса в сумме ДО. Если ДО целиком авансовое, то сумма аванса равна сумме денежного обязательства.

учетная (справочно) - графа отображается только в редактируемых документах и в случае наличия в документе реквизита "Платеж, требующий подтверждения" и отображает учетную сумму ДО (см выше описание для графы "Учетная сумма"). При создании нового ДО графа отсутствует.

Примечание - комментарий к строке обязательства.

Назначение платежа (п/д) - назначение платежа для платежного документа, которое возможно сформировать из ДО. Ручное редактирование не предусмотрено . Значение можно заполнить по кнопке "Сформировать назначение платежа по п/д". По умолчанию отображение поля отключено - см далее описание вкладки "Платежный документ".

НДС - % НДС для платежного документа, которое возможно сформировать из ДО. По умолчанию отображение поля отключено. См далее описание вкладки "Платежный документ".

Панель инструментов

Сформировать назначение платежа по п/д - будет создано виртуальное платежное поручение по реквизитам ДО (л/с плательщика - клиент ДО, примечание на строку - примечание по КБК в ДО, КБК - из расшифровки ДО и т.д.), для которого заполнится назначение платежа согласно настроек автомата формирования первичного образа "Меню Настройки: НАСТРОЙКИ \ Автоматы комплекса \ Автомат формирования первичного образа - Назначение платежа" и полученное значение назначение платежа отобразится в поле "Назначение платежа (п/д)" ДО. В дальнейшем образ платежного документа, который может быть сформирован из ДО, можно увидеть по кнопке печати ДО "Печать для санкционирования".

Вкладка "Документ основание"

Договор, соглашение, акт выполненных работ и т.п. документы, на основании которых у ПБС возникло ДО.

Вид - вид документа основания, выбирается из справочника "Виды документов-оснований".
Наименование - наименование документа основания для вида "Иное основание".
Номер - номер документа основания.
Документ о приемке/этап - реквизиты документа о приемке или этапе (этапа исполнения контракта либо акта о выполненных работах и т.п. , см на ЕИС исполнение контракта).

При формировании ДО из различных документов его основание заполняется следующим образом (после удачного шага алгоритм прекращает работу):

  1. при формировании из ЗКР берутся данные из раздела основания ЗКР .
  2. если основание всё ещё отсутствует, то анализируется БО, по которому создается ДО - если у БО:
    • вид основания = "ИД/РНО/Иное основание" , то в ДО проставляется его аналог и переносятся реквизиты основания из БО.
    • вид основания = "Соглашение" , то в ДО проставляется вид "Иное основание", в поле "Наименование" пишется текст "График перечисления субсидии по Соглашению" и переносятся остальные реквизиты основания.
  3. если основание всё ещё отсутствует, то проверяется документ родитель - если формирование ДО осуществляется из платежного документа, то проставляется вид "Иное основание" и реквизиты самого платежного документа в качестве основания ДО;
  4. если основание всё ещё отсутствует: заполняется вид "Иное основание" и указываются реквизиты БО в качестве основания ДО.

Вкладка "Поставщик"

Реквизиты организации - поставщика по договору. В общем случае поставщик ДО должен совпадать с контрагентом БО.
ФЛ - признак, что поставщик является физическим лицом. Поле требуется для выгрузки документа по ТФФ УФК.
ИП - признак, что поставщик является индивидуальным предпринимателем. Поле требуется для выгрузки документа по ТФФ УФК.
Аналог ИНН - заполняется для иностранных поставщиков.
...(ЭД) - графы с названием "(ЭД)" заполняются с клавиатуры вне связи со справочниками комплекса (произвольные значения). Это позволяет не добавлять в справочную систему разовых поставщиков.

Вкладка "Платежный документ"

Раздел "Реквизиты для формирования платежного документа"

Предназначен для предзаполнения реквизитов платежного документа, которое возможно сформировать из денежного обязательства. Помимо этой вкладки для заполнения реквизитов платежного документа используются графы: "Назначение платежа (п/д)", "НДС" на вкладке "Расшифровка документа".
Вкладка по умолчанию отключена, для её отображения следует по кнопке "Настройка полей редактирования" (в списке документов) включить поле "Платежный документ".

Раздел "Документы-основания (для ЗКР)"

Предназначен для предзаполнения основания для формируемой в последующем из ДО заявки на кассовый расход. Данные этого раздела используются, если в настройке ДО "Формирование платежных документов - Формируемый документ" задано формирование ЗКР.

Вкладка "Дополнительные реквизиты"

При сохранении ДО в журнале событий:

В журнале событий ДО :

Специфичные встроенные контроли документа, для схемы учета ДО "С использованием признака аванса"

Проверка наличия непроведенного ДО - запрещает создание первичного ДО (и беловик и черновик, и первичное и изменение), пока среди предыдущих (по дате ввода) ДО этого же БО, есть хотя бы один документ ДО без даты проводки. Сообщение: "Среди ранее введенных ДО по БО с учетным номером ... имеются документы без даты проводки".

Наличие ДО, подтверждающих авансовые выплаты, при формировании ДО из платежных документов - поскольку учетная сумма ДО (сумма к оплате), формируемого из платежного документа, должна равняться сумме платежного документа, то на момент формирования ДО не должно быть авансовых ДО, требующих подтверждения. Сообщение: "Аванс использован не полностью: поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) осуществлена на сумму менее суммы аванса".

Корректная последовательность документов ДО - следующие требования:

Корректное подтверждение аванса - в сохраняемом ДО сумма "в т.ч. требует подтверждения" не должна превышать сумму авансовых ДО. Сообщение: "Указанная сумма аванса (... р.) превышает фактическое значение (... р.)".

Корректное изменение ДО - в цепочке изменений изменяемого ДО все документы должны быть с датой проводки (и без черновиков). Сообщение: "Для выбранного ДО в БД имеется неподтвержденное первичное ДО (изменение)|черновик № ... от ... ".

Настройки

1. Центр контроля - запрет ввода неавансовых ДО при наличии более ранних неисполненных авансовых ДО

В центре контроля добавить формулу:

[ДО_АВАНС_ПРЕДП] = [КР_ДО_ПРЕДП_АВАНС]

Группировка: Счет корреспондента, Счет бюджета, Номер бюджетного обязательства.

Условия:

И

Документ=Денежное обязательство .

Тип счета=Лицевой счет получателя .

Наличие авансового ДО в документе = Нет .

Предназначена для запрета ввода неавансовых ДО при наличии неисполненных авансовых ДО: если по БО есть авансовое ДО (с ненулевой суммой в графе "в т.ч. требующих подтверждения"), то пока это авансовое ДО не будет полностью оплачено, другие неавансовые ДО этого же БО исполнять запрещено (см п.25.1. приказа N 221н).